Телеком экосистемы в Казахстане и мире: Tech Hub МФЦА подготовил исследование «CorpUp Telecom»

Tech Hub МФЦА подготовил первый аналитический обзор развития экосистем в казахстанском телекоме – СorpUp Telecom. Корпоративными партнерами исследования выступили Beeline Казахстан и Huawei Technologies Kazakhstan, экспертными партнерами — IDC и KPMG Caucasus and Central Asia.

В исследовании собраны главные тренды, кардинально меняющие телеком индустрию, новые экосистемные продукты мобильных операторов Казахстана, технологии и сферы применения мобильных сетей 5-го поколения, а также успешные кейсы сотрудничества операторов и стартапов.

«Телеком сегодня – это одна из самых динамичных и интересных индустрий с точки зрения происходящих в ней изменений. Выход операторов в beyond the core, то есть за пределы своих традиционных услуг, является главным трендом в телекоме последние десять лет. Наша цель – познакомить читателя с этим трендом и рассказать об особенностях этого процесса в Казахстане и мире», – Макен Ибрагимов, руководитель направления корпоративных инноваций Tech Hub МФЦА.

В основу исследования легли интервью с экспертами рынка, онлайн-опрос 112 представителей казахстанских телеком компаний, а также анализ развития десятков казахстанских и зарубежных операторов связи.

Замедление темпов прироста новых абонентов; усиление конкуренции со стороны OTT (Over the Top) провайдеров, таких как стриминговые сервисы и мессенджеры; изменение потребительских привычек и вызванный этим рост капитальных затрат операторов – все это меняет традиционные бизнес-модели телеком компаний и заставляет искать новые точки роста.

Начиная с 2010-х годов в ответ на описанные вызовы операторы по всему миру начали развивать продуктовую модель, самостоятельно запуская цифровые сервисы и диверсифицируя свой бизнес. В зависимости от степени удаленности от основного бизнеса можно выделить две основные стратегии диверсификации телеком операторов: суперсервис и экосистема.

Суперсервис предполагает концентрацию экспертизы и усилий на традиционном или core бизнесе, когда оператор предлагает best-in-class решения в телекоме и развивает вокруг них комплементарные услуги. Экосистема же означает выход на новые продуктовые ниши или non-core, не обязательно связанные с традиционными услугами.

«Выход телеком операторов в новые и ранее неизведанные для себя области является безусловным трендом, который наша компания наблюдает по всему миру. Можем отметить, что казахстанские операторы далеко продвинулись в развитии собственных экосистем. Huawei, будучи одним из мировых технологических лидеров, предлагает телеком компаниям целый ряд инструментов и технологий, которые значительно облегчат процесс создания новых смыслов и точек роста», – Фарида Толуебаева, руководитель департамента по направлению цифровой энергетики и развитию дата центров Huawei Technologies Kazakhstan.

Вся тройка казахстанских мобильных операторов Казахстана активно развивает собственные цифровые экосистемы в рамках усиливающейся конкуренции за абонента, становясь полноценными технологическими компаниями.

Beeline Казахстан – это наглядный пример этого тренда. Компанию уже сложно назвать просто телеком оператором. Сегодня цифровая экосистема Beeline Казахстан включает десятки non-core продуктов для розничных и корпоративных клиентов: мобильные финансы, развлекательные сервисы, аналитика больших данных, облачные технологии и интернет вещей.

«Мы инвестируем в будущее Казахстана, выращивая и развивая экспертизу в стране. Несколько лет назад мы приняли решение отказаться от сторонней разработки, перестать платить иностранным вендорам и вырастить казахстанскую звездную IT-команду. С тех пор наш штат IT специалистов достиг 650 человек, они разработали и запустили десятки цифровых продуктов, общая аудитория которых превышает 6.5 млн человек», – Евгений Настрадин, главный исполнительный директор Beeline Казахстан.

Согласно опросу, проведенному Tech Hub МФЦА среди представителей казахстанского телеком-рынка, самыми перспективными экосистемными направлениями являются продукты в области кибербезопасности, Big Data и интернета вещей.

Респонденты также отметили направления, в которых видят наибольший потенциал синергии со стартапами: Big Data, интернет вещей и финтех. В исследовании описаны десятки кейсов и сценариев сотрудничества операторов и стартапов по всему миру: AT&T, Telefonica, Deutsche Telekom и другие.

Ознакомиться с полной версией исследования, а также зарегистрироваться на официальную презентацию можно по ссылке: https://corpup-telecom.aifc.kz

Справочная информация:

Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) – независимая юрисдикция, начавшая работу в 2018 году. В соответствии со Стратегией развития до 2025 года ключевой задачей МФЦА является закрепление в качестве универсальной платформы, связывающей страны ЕАЭС, Центральной Азии и Кавказа. www.aifc.kz

Tech Hub МФЦА – подразделение Международного финансового центра «Астана» (МФЦА), в задачи которого входит содействие развитию стартап-экосистемы, рынка венчурной индустрии, электронной коммерции, корпоративных инноваций и новых технологический направлений в Казахстане (FinTech, GovTech, SatelliteTech, Industry 4.0. и др.). Совместно с международными партнерами, Tech Hub проводит программы поддержки игроков рынка, содействует структурированию венчурных сделок и тестированию новых финтех решений в рамках регуляторной песочницы юрисдикции МФЦА. www.tech.aifc.kz

Beeline Казахстан – лидер по количеству абонентов в стране, компания входит в группу VEON (Амстердам). Beeline – это успешная компания с амбициями молодого стартапа и культурой предпринимательства. В последние годы Beeline прошел трансформацию из традиционного «оператора связи» в технологическую компанию. Следуя стратегии цифрового оператора, Beeline развивает множество digital-сервисов. В портфолио компании первый в стране необанк Simply, музыкальный стриминг hitter, мобильное телевидение BeeTV, а также решения для бизнеса и крупных промышленных предприятий – от IoT (Интернет вещей) до Private LTE (частные сотовые сети). https://beeline.kz

Компания Huawei – ведущий мировой поставщик инфокоммуникационных и инфраструктурных решений, а также умных устройств. Основные направления ее работы – телекоммуникационные сети, информационные технологии, умные устройства и облачные сервисы, при этом Huawei стремится сделать цифровые технологии доступными как для бизнеса, так и для конечных потребителей, тем самым приближая создание интеллектуального, совершенного мира связи. https://www.huawei.com

AIFC AI assistant