Изменения в положения Республики Казахстан о противодействии отмыванию денег (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ)
Основные изменения в положения Республики Казахстан о противодействии отмыванию денег (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ) вступают в силу с 14 ноября 2020 года. В связи с этим Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг («AFSA») информирует участников МФЦА, чей бизнес регулируется в части ПОД и ФТ, о следующих основных поправках.
13 мая 2020 года Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм» № 325-VІ.
Поправки к соответствующим законодательным актам Республики Казахстан вступают в силу по истечении шести месяцев со дня их первой официальной публикации (ориентировочно 14 ноября 2020 года) с обновлением существующих положений.
Согласно основным поправкам к Закону Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» («Закон о ПОД/ФТ»), касающимся соответствующих Участников МФЦА, деятельность которых осуществляется под руководством AFSA:
- расширяется сфера регулируемых секторов с добавлением новых категорий «субъектов финансового мониторинга» (подпункт 19) в пункте 1 Статьи 3). Это означает, что установленные требования Закона о ПОД/ФТ будут применяться к соответствующим Участникам МФЦА. Список видов деятельности Участников МФЦА для целей Закона о ПОД/ФТ будет составлен и утвержден AFSA по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан в соответствии с Рекомендациями Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- AFSA должен принять Требования, применимые к Правилам внутреннего контроля для целей ПОД/ФТ для Участников МФЦА (пункт 3-2 Статьи 11). В этот пункт были внесены поправки, и соответствующие поправки к Требованиям будут приняты AFSA по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.
- AFSA должен принять Требования к Комплексной проверке клиентов для случаев, когда Участники AIFC устанавливают заочные деловые отношения с клиентами (пункт 11 Статьи 5). Требования будут приняты AFSA по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан.
Другие поправки к Закону о ПОД/ФТ включают:
- Новая преамбула содержит расширенное определение, которое включает применение Адресных финансовых санкций и противодействие Финансированию распространения оружия массового уничтожения (в соответствии с Рекомендациями ФАТФ).
- Субъектам финансового мониторинга предоставляется возможность выявлять подозрительные операции в соответствии с их политикой, правилами и процедурами ПОД в соответствии с поправками пункта 3 Статьи 4. Следовательно, в политике, правилах и процедурах ПОД должны быть установлены и определены признаки подозрительных финансовых операций субъектов финансового мониторинга.
- Поправки в Статье 5 устанавливают требования для получения дополнительной информации о характере деятельности клиента и источнике средств в случае Расширенной комплексной проверки и описывают новые случаи, когда меры Комплексной проверки клиентов не применяются. Кроме того, поправки устанавливают новые запреты, касающиеся процесса установления заочных деловых отношений между субъектами финансового мониторинга и их клиентами, и предусматривают новые меры по Расширенной комплексной проверке в отношении лиц из стран, которые не выполнили Рекомендации ФАТФ или выполнили их в недостаточном объеме.
- Поправки в Статье 10 устанавливают процедуры и требования по предоставлению информации Службе финансовой разведки (СФР) субъектами финансового мониторинга.
- Поправки в пунктах 4 и 8 Статьи 11 устанавливают требования в отношении делопроизводства и обучения и тренингов в области ПОД.
- Новые пункты 3, 4, 5 и 6 в Статье 11-1 описывают процедуры проведения Национальной оценки риска и сотрудничества между СФР, правоохранительными органами и надзорными государственными органами.
- Новая Статья 12-1 и поправки к Статье 12 устанавливают требования в отношении Адресных финансовых санкций за финансирование терроризма и распространение оружия массового уничтожения.
- Новая Статья 12-2 описывает меры по предотвращению финансирования терроризма благотворительными фондами и религиозными организациями.
- Поправки в пунктах 1-1 и 2 Статьи 13 устанавливают требования в отношении замораживания активов/операций в случаях, когда заказчик находится в списке лиц или организаций, связанных с финансированием терроризма или распространением оружия массового уничтожения.