AFSA внес ряд изменений в правила по борьбе с отмыванием денег

AFSA внес поправки в Правила МФЦА по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и санкциям (Правила), чтобы повысить соответствие системы ПОД/ФТ МФЦА Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Поправки к Правилам касаются следующих сфер:

Регулирующие и надзорные полномочия.  Более четко определены регулирующие и надзорные полномочия AFSA в отношении установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП). AFSA обеспечивает соблюдение соответствующими участниками МФЦА режима, который отвечает требованиям, касающимся ответственности по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ), используя свои различные регулирующие полномочия, в том числе путем проведения проверок и инспекций. Также уточняется, что AFSA может налагать дисциплинарные санкции и другие меры в случае нарушения правил по противодействию отмыванию денег.

Риск-ориентированный подход.  Предложенные поправки значительно расширяют ответственность соответствующих лиц соразмерно риску. Таким образом, соответствующие лица будут нести ответственность за управление и смягчение общенациональных рисков, выявленных в опубликованных отчетах и руководящих указаниях, предоставленных Подразделением финансовой разведки в отношении взаимных оценок ФАТФ и последующих отчетов, а также за реализацию усиленных мер в сферах, где выявлены более высокие риски. Поправки также предлагают прямое  требование фирмам по управлению рисками, выявленными во время оценок, и проводению работы по их снижению.

Надлежащая проверка клиентов (НПК). Поправки особо подчеркивают необходимость проведения НПК для случайных транзакций, стоимость которых по отдельности или в нескольких связанных операциях (в одно и то же время или позже) равна или превышает 15 000 долларов США. В дополнение к проведению НПК требуется проведение усиленной комплексной проверки при наличии деловых отношений и транзакций с лицами из стран с высокими географическими факторами риска. Обязательства по проверке личности клиента и его бенефициарного владельца (БВ) прямо подчеркнуты в новых поправках.

Политически значимые лица (ПЗЛ).  Соответствующие лица обязаны получить одобрение своего руководства для продолжения деловых отношений с существующим клиентом, если клиент или его бенефициарный владелец становятся политически значимыми лицами. Для этих целей вводится новое руководство, объясняющее, кого следует рассматривать как высшее руководство в соответствии с Правилами по противодействию отмыванию денег.

Доверительное отношение и аутсорсинг. Была расширена ответственность соответствующих лиц за соблюдение требований по доверительному отношению. В поправках указано, что соответствующие лица должны гарантировать, что у третьей стороны есть существующие деловые отношения с клиентом и что эти отношения не зависят от отношений между клиентом и соответствующим лицом.

Чтобы обеспечить соответствие Рекомендациям ФАТФ, был расширен набор документов и данных, которые соответствующие лица должны получать от третьих сторон. Были включены идентификационные и проверочные документы клиента и бенефициарного владельца, а также информация о характере и целях деловых отношений.

В отношении зависимости от члена группы политика группы в отношении ПОД должна адекватно смягчать любые факторы высокого географического риска.

Денежные переводы.  В главу «Денежные переводы» были внесены существенные поправки за счет введения двух пороговых значений (ниже и выше 1000 долларов США) для трансграничных и внутренних транзакций и определения обязательств лицензиатов при выполнении денежных переводов, которые превышают или являются ниже введенных пороговых значений.

Таким образом, лицензированные лица должны гарантировать, что трансграничные и внутренние денежные переводы содержат конкретные данные о плательщике и получателе (такие как документы, удостоверяющие личность, индивидуальные идентификационные номера, адреса и т. д.), то есть информацию, которая позволяет отслеживать транзакцию.

Поправки также вводят положения, регулирующие операции операторов услуг перевода денежных средств или ценностей (УПДЦ). Учитывая, что в соответствии с законодательством МФЦА только юридические лица могут получить лицензию, разрешающую предоставление услуг по переводу денежных средств или ценностей, в поправках четко оговорено, что физические лица не могут быть лицами, осуществляющими УПДЦ.

Санкции.  В поправках указано, что соответствующие лица должны соблюдать запреты на проведение операций с определенными лицами и организациями в соответствии с обязательствами, изложенными в соответствующих резолюциях Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и Республики Казахстан.

Также подчеркивается, что соответствующие лица должны иметь возможность независимо применять эффективные, уместные и соразмерные рискам контрмеры, независимо от того, призваны соответствующие лица к этому или нет.

Ответственный сотрудник по борьбе с отмыванием денег (MLRO) и подозрительные транзакции.  Введены обязанности соответствующих лиц по регистрации в подразделении финансовой разведки Республики Казахстан для подачи отчетов о подозрительных транзакциях и отчетов о пороговых транзакциях до начала деловых отношений. При подаче отчета о подозрительных транзакциях о таком представлении необходимо уведомить AFSA.

Изменен срок подачи годовой отчетности по противодействию отмыванию денег. соответствующее лицо должно заполнить и отправить форму в течение 2 месяцев (вместо 4) после окончания каждого года.

В отношении подачи отчета о подозрительных транзакциях поправки также четко указывают, что соответствующие лица не должны раскрывать информацию, содержащуюся в отчете, или раскрывать тот факт, что отчет может быть подан либо уже подан в подразделение финансовой разведки, или что подозрительная транзакция расследуется.

Политики группы.  Новые требования налагаются на соответствующие лица в части содержания политик и процедур, а также в части обмена информацией между организациями группы.

Соответствующее лицо, входящее в состав группы, должно гарантировать, что его филиалы и дочерние компании с контрольным пакетом акций в странах пребывания соблюдают требования МФЦА в той мере, в какой это разрешено законами и нормативными актами страны пребывания. Если принимающая страна не позволяет надлежащим образом реализовать вышеуказанные меры, финансовые группы должны применить соответствующие дополнительные меры для управления рисками отмывания денег и проинформировать AFSA о таких мерах.

Защита от разглашения информации.  Что касается защиты лиц, которые подают отчет о подозрительных транзакциях, то теперь поправки четко указывают, что подающие данный отчет лица не подпадают под какую-либо гражданско-правовую ответственность или уголовное преследование в соответствии с законодательством Казахстана в результате подачи отчета о подозрительных транзакциях.

AIFC AI assistant