AFSA вносит изменения в Правила МФЦА о сборах
По итогам публичных консультаций, проведённых с 2 октября по 2 ноября 2025 года, Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) вносит изменения в Правила МФЦА о сборах. Большинство поправок вступают в силу с 1 декабря 2025 года, а отдельные положения – в более поздние сроки.
С момента первоначального утверждения в декабре 2017 года в Правила МФЦА о сборах вносились лишь выборочные изменения, отражающие развитие регуляторного режима и динамику рынка. Несмотря на эти корректировки, базовые уровни сборов до настоящих поправок оставались неизменными. Ранее корректировки вносились точечно и пропорционально, главным образом касаясь сборов за надзор и регистрацию.
Учитывая, что экосистема МФЦА вышла на новый этап развития, новые поправки предусматривают более существенный пересмотр структуры сборов, охватывающий практически все их категории. Рост числа финансовых институтов и усложнение их деятельности требуют от AFSA предоставления более комплексных и технологически продвинутых регуляторных и надзорных услуг, включая расширенное использование SupTech-решений[1], искусственного интеллекта и аналитических инструментов для укрепления надзорного потенциала и повышения качества регулирования.
Обновленные Правила МФЦА о сборах направлены на поддержание высоких стандартов регулирования и содействие устойчивому развитию экосистемы МФЦА.
2 октября 2025 года AFSA вынес на публичное обсуждение пакет предложений по внесению изменений в Правила МФЦА о сборах. По итогам консультаций был получен значительный объём комментариев от широкого круга участников рынка, которые в целом поддержали необходимость пересмотра сборов, одновременно выразив некоторые опасения и запросив разъяснения по отдельным положениям. AFSA тщательно изучил и проанализировал все поступившие комментарии.
Большинство первоначальных предложений сохранено без изменений, поскольку повторное рассмотрение подтвердило их пропорциональность и обоснованность, а некоторые из них уже учитывали вопросы, поднятые в ходе консультаций. В то же время, принимая во внимание отдельные комментарии и практические обстоятельства, с которыми сталкиваются регулируемые компании, AFSA уточнили скорректировал ряд предложений.
В результате ключевые изменения в Правила МФЦА о сборах включают следующее:
- Для более точного отражения фактических регуляторных затрат на этапе лицензирования размеры сборов за подачу заявлений на лицензирование регулируемой деятельности, рыночной деятельности, предоставление вспомогательных услуг, а также за признание рыночных институтов, не являющихся участниками МФЦА, и управляющих иностранными фондами увеличены в различной степени, согласно предложениям в консультационном документе.
- Согласно пересмотренной структуре сборов компании, подающие заявления на лицензирование на осуществление более чем одной регулируемой или рыночной деятельности, будут уплачивать максимальный применимый сбор плюс 50% за каждую дополнительную деятельность. Такой подход отражает повышенную сложность заявок с несколькими видами деятельности и обеспечивает более справедливое распределение регуляторных затрат.
- Для компенсации фактических затрат на надзор были увеличены фиксированные годовые надзорные сборы за регулируемую и рыночную деятельность, вспомогательные услуги, а также за признание рыночных институтов, не являющихся участниками МФЦА, в соответствии с предложениями консультационного документа. Также введены надзорные сборы для ряда лицензий исламских финансовых компаний, которые ранее не подпадали под такие сборы. Учитывая, что это новое требование для сектора и компаниям может понадобиться время для адаптации, AFSA принял решение отложить вступление в силу этих надзорных сборов на один год.
- Для пяти категорий регулируемых видов деятельности, таких как управление схемой коллективных инвестиций, управление инвестициями, осуществление операций с инвестициями в качестве агента, предоставление услуг администрирования фонда, предоставление платежных услуг, а также для одной категории рыночной деятельности (управление краудфандинговой платформой) введены новые переменные компоненты, направленные на формирование более зрелой и пропорциональной структуры сборов. Переменные сборы будут рассчитываться на основе соответствующих финансовых показателей, как было представлено в консультационном документе, и взиматься только при превышении установленного порога. На данном этапе изменения в существующие переменные сборы для отдельных регулируемых и рыночных видов деятельности не предусмотрены, так как они были введены сравнительно недавно.
По итогам консультаций была скорректирована методика расчёта переменной части сборов для четырёх видов регулируемой деятельности, где она основана на объёме активов – расчет изменен с использования среднедневных значений на значения на конец квартала. Кроме того, учитывая ряд вопросов, требующих дальнейшего разъяснения по методике расчета переменной части сборов для лицензий на предоставление платежных услуг, в частности, относительно того, какие компоненты должны включаться или исключаться из объёма транзакций, AFSA принял решение отложить введение этого нового сбора на один год. В течение этого периода регулятор совместно с участниками рынка будет разрабатывать практические рекомендации, включая меры для обеспечения их согласованности с требованиями надзорной отчётности.
- С учётом введения новых переменных сборов в дополнение к существующим, AFSA установил единый лимит (потолок) на переменные сборы для всех регулируемых и рыночных видов деятельности, к которым они применяются. Ранее такой лимит существовал только для лицензии Digital Asset Trading Facility и составлял 1 млн долларов США – именно эта сумма легла в основу первоначального предложения. По результатам консультаций лимит был снижен до 250 000 долларов США, что позволяет обеспечить предсказуемость расходов и более точно отражать текущий масштаб рынка.
- Также внесены изменения в первоначальный надзорный сбор и порядок расчёта последующих надзорных сборов для компаний с несколькими лицензиями. Теперь первоначальный годовой надзорный сбор уплачивается в течение 21 дня с даты выдачи лицензии, а не с даты начала деятельности, что позволяет покрыть период исполнения программы по снижению рисков (Risk Mitigation Programme), которая требует значительных надзорных ресурсов. В соответствии с новым подходом последующие ежегодные сборы будут рассчитываться как максимальный фиксированный надзорный сбор плюс 50% за каждую дополнительную лицензию. Для видов деятельности с переменными сборами переменный компонент будет уплачиваться в полном объёме за каждый вид деятельности.
Вместе с тем, после рассмотрения большого числа отзывов по данному предложению и учитывая его прямое влияние на общую сумму надзорных сборов для компаний с несколькими лицензиями, а также тто факт, что определённая комбинация лицензий может быть результатом тесно взаимосвязанных или пересекающихся видов деятельности, AFSA решил отложить вступление новой методики на один год. За 2026 год компании оплатят только максимальный фиксированный надзорный сбор и максимальную переменную часть, если применимо. Этот переходный этап позволит участникам рынка адаптироваться и запланировать соответствующие расходы на надзор. До вступления в силу новой методики AFSA также выпустит дополнительное руководство, разъясняющее подход к учету комбинаций лицензий при расчете надзорного сбора.
- AFSA также пересмотрел подход к сбору за модификацию лицензий для регулируемых и рыночных видов деятельности, а также вспомогательных услуг, как было предложено в консультационном документе. Модификации лицензий практически сводятся к полному лицензионному процессу и требуют того же уровня анализа и оценки, что и при заявке на лицензирование.
- Сбор за подачу заявки и изменение лицензированных лиц также был пересмотрен и увеличен с целью более точного отражения фактических регуляторных затрат и снижения частоты смены ключевых лиц. С учетом отзывов рынка предложенное повышение до 1 000 долларов США было снижено: теперь сбор составляет 500 долларов США для полного режима и 200 долларов США для заявок в рамках FinTech Lab, с учётом текущей рыночной ситуации.
- Что касается прочих сборов FinTech Lab, сборы за подачу заявки и надзор в рамках FinTech Lab были увеличены, а также введены новые сборы за изменение контроля и допуск цифровых активов к торгам, в соответствии с предложениями, изложенными в консультационном документе.
- Кроме того, AFSA вводит изменения в ряд других сборов, связанных с лицензированием и надзором, включая сборы за подачу заявлений на осуществление деятельности с цифровыми активами, сбор за изменение контроля, регистрацию или уведомление в отношении Non-Exempt и Exempt фондов, а также за внесение изменений в Устав фонда и Материалы предложения для Non-Exempt фондов. Эти сборы были повышены в соответствии с предложениями, изложенными в консультационном документе. Дополнительная введена новая категория сборов за назначения на отдельные должности у поставщиков вспомогательных услуг, включая изменение ответственных лиц по ПОД/ФТ[2], а также изменение или назначение аудиторов, выполняющих функции Audit Principal.
- Регистрационные сборы и сборы за признание, уплачиваемые Регистратору компаний, были пересмотрены для всех типов юридических лиц. Корректировки включают как общий пересмотр сборов, так и точечные изменения. Для отдельных категорий, таких как компании специального назначения и инвестиционные фонды, были предусмотрены снижения с учётом их роли инвестиционных инструментов с широким спектром возможного применения. Также внесены поправки в административные сборы и сборы за подачу ежегодных отчётов, уплачиваемые Регистратору компаний, в соответствии с предложениями, изложенными в консультационном документе.
- Размеры штрафов за просрочки, уплачиваемых AFSA и Регистратору компаний, были повышены при этом штрафы, применимые к участникам FinTech Lab, остаются без изменений.
Дата вступления в силу – 1 декабря 2025 года, за исключением положений, для которых предусмотрена отсрочка, как указанно в обновлённых Правилах МФЦА о сборах.
Соответствующие изменения в Правила МФЦА о сборах доступны здесь: https://orderly.myafsa.com/articles/feesrules.
Раздел «Вопросы и ответы», подготовленный на основе часто задаваемых вопросов, полученных в ходе публичного обсуждения, можно найти по ссылке: https://afsa.aifc.kz/31302-2/.
Если у компаний возникнут дополнительные вопросы по ранее направленным комментариям и предложениям, они могут обратиться к нам по адресу consultation@afsa.kz или связаться со своим куратором.
Комитет также готов организовать звонок или встречу, в случае если компания хочет обсудить какие-либо вопросы более подробно.
Справочная информация:
Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) является независимым регулятором МФЦА, созданным в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» в целях регулирования финансовых услуг и связанной с ними деятельности в Международном финансовом центре «Астана». Положения и правила МФЦА предусматривают вопросы лицензирования, регистрации, аккредитации и надзора финансовых компаний и рыночных учреждений. В МФЦА зарегистрировано более 4600 компаний-участников из 88 стран. Эти компании предоставляют банковские, страховые, инвестиционные, профессиональные и другие услуги. Спектр финансовых услуг, предлагаемых в МФЦА, сопоставим со списком услуг,
[1] SupTech (Supervisory Technology) — технологии, применяемые регуляторами для повышения эффективности надзора, включая анализ больших данных, автоматизацию отчётности, использование искусственного интеллекта и других цифровых инструментов для мониторинга и оценки рисков.
[2] Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма