Как достичь устойчивого экономического роста стран и предприятий? Статья К. Келимбетова и А. Ван де Путт
Казахстан может ускорить рост ВВП до 2% от развития возобновляемых ресурсов и переработки вторичного сырья. Новый Шелковый путь обладает потенциалом для ускоренного развития торговли, экономического роста и устойчивого развития всех стран в рамках инициативы. Об этом говорится в совместной статье управляющего МФЦА К. Келимбетова и председателя Академического совета МФЦА А. Ван де Путт, опубликованной в журнале The Review Британского Королевского Института ценных бумаг и инвестиций (CISI).
В статье исследуется роль рынка капитала стран Нового Шелкового пути в развитии цифровой экономики и содействии устойчивому экономическому росту в период четвертой промышленной революции.
Термин Новый Шелковый путь впервые применен А. Ван де Путт, Г. Дэвис и В. Чив Чик в докладе Всемирного экономического форума в 2006 году и подразумевает проект, соединяющий Китай с Западной Европой вдоль железнодорожных путей протяженностью 2500 км, проходящих через Казахстан. При этом товарные поставки по данному направлению существенно сокращают время доставки и логистические затраты. К примеру, транспортировка товаров из Западного Китая в Центральную Европу по Транссибирскому сухопутному мосту потребует 14 дней, по морю – до 45 дней, в то время как доставка через Казахстан займет от 8 до 10 дней.
Авторы статьи определяют четвертую промышленную революцию (4ПР) как импульс для достижения устойчивого экономического роста стран и предприятий. Она способна стимулировать рост цифровой торговли, востребованность которой существенно возросла в условиях современной рыночной системы. При этом Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), состоящий из двух суб-экосистем, позволит создать динамичную и инновационную финансовую экосистему, готовую конкурировать в условиях 4ПР.
Первая суб-экосистема включает в себя игроков традиционного финансового сектора, таких как коммерческие, частные и инвестиционные банки и страховые компании. Их основная цель заключается в предоставлении финансовых продуктов и оказании финансовых услуг экономике страны и обществу в целом. Вторая суб-экосистема состоит из стартапов, технологических предпринимателей и иных компаний, сосредоточенных на важнейших технологических аспектах 4ПР, таких как блокчейн, кибербезопасность и искусственный интеллект.
Согласно исследованию Глобального института McKinsey, проведенного в 2016 году, цифровая торговля и в особенности цифровые финансы представляют большой потенциал роста прежде всего для развивающихся рынков, стоящих вдоль Нового Шелкового пути. Она способна обеспечить страны:
• доступом к финансовым услугам для 1,6 млрд человек;
• ежегодным ростом ВВП на 3,7 трлн долл. США к 2025 году, увеличение на 6%;
• около 95 млн новых рабочих мест во всех секторах, увеличение на 3,5%.
Тем не менее существуют некоторые риски в число которых входят рост социального неравенства из-за сокращения рабочих мест после автоматизации и применения искусственного интеллекта, увеличение киберпреступности, предрассудки в сфере искусственного интеллекта, общая устойчивость мировой финансовой системы.
По данным Boston Consulting Group, мировое богатство в настоящее время превышает 200 трлн долл. США, и после глобального финансового и экономического кризиса 2008 года оно в поисках приемлемых для финансирования проектов по всему миру. При осуществлении инвестиций на динамичных рынках инвесторы используют Индекс рынков капитала развивающихся рынков Morgan Stanley Capital International (MSCI Emerging Markets). Индекс состоит из 24 стран и представляет 13% от общего объема капитализации мирового рынка. Большинство развивающихся стран не включены в Индекс развивающихся рынков MSCI и им необходимо проанализировать возможности перехода от пограничного к развивающемуся рынку, что позволит получить ряд преимуществ, в частности увеличение притока капитала, рост ликвидности и снижение стоимости капитала за счет увеличения объемов торгов.
Также в статье уделяется внимание развитию МСБ, чье ключевое преимущество для экономики страны заключается в гибкости и динамичности по сравнению с крупными предприятиями. Для развития МСБ необходим доступ к финансированию, однако в большинстве развивающихся стран рынок капитала для МСБ отсутствует. Существуют по крайней мере пять причин для развития рынка МСБ:
1) обеспечение более широкого доступа к капиталу для увеличения объемов бизнеса путем венчурного финансирования;
2) предоставление вариантов выхода из капитала для венчурных компаний, вследствие чего венчурные компании более склонны предоставлять рисковый капитал для проектов на начальных этапах развития МСБ;
3) листинг требует от МСБ внедрения корпоративного управления, включая привлечение независимых не занимающих руководящих должностей директоров. Правильно подобранный совет из независимых директоров поможет МСБ определить наиболее эффективные стратегии роста, которые могут отличаться от предложенных учредителями;
4) с течением времени снижение стоимости капитала приводит к более устойчивому росту МСБ;
5) повышенная прозрачность для различных групп заинтересованных сторон, что может привести к дополнительному росту доходов.
В исследовании авторы предлагают направить полученные средства от увеличения ликвидности и акционерного капитала на развитие возобновляемых ресурсов и переработку вторичного сырья, что обеспечит до 2% дополнительного ежегодного прироста ВВП в странах, богатыми природными ресурсами.
В качестве другой области финансирования предлагается рост добавленной стоимости за счет интеграции цепочки поставок и развития физической инфраструктуры. Также в исследовании отмечается необходимость внедрения современных технологий для более эффективного использования инфраструктуры.