Как Казахстан может улучшить систему углеродного регулирования? Отчет МФЦА

Эксперты Международного финансового центра «Астана» подготовили отчет «Cистемы торговли выбросами и добровольный углеродный рынок: глобальный обзор и перспективы для Казахстана». Документ раскрывает эти важные для построения «зеленой» экономики темы с акцентом на Казахстан.
Международный опыт показывает, что системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в развитых и индустриальных развивающихся странах действуют на основе частичного платного распределения квот, что позволяет формировать рыночную цену на углерод.

Рис 1. Ключевые показатели углеродных рынков в разных регионах мира
В Казахстане собственная система торговли углеродными единицами (КазСТВ) была запущена в 2013 году, и сейчас охватывает 47% выбросов, которые производят 135 компаний из секторов энергетики, добывающей и обрабатывающей промышленности. На всех из них распространяется 100%-ное бесплатное распределение квот, что ведет к низкой средней цене на углерод. Цена одной углеродной единицы в КазСТВ составляет порядка 1 доллара США. Это относительно низкий показатель: для сравнения, в аналогичной европейской системе стоимость в 2023 году достигала 90 долларов США.

Рис 2. Цена на углеродные единицы в 2023 году, в долларах США/тCO2-экв
При этом торги углеродными единицами в Казахстане приостановлены с 2022 года. Тогда как именно эффективное функционирование СТВ создает стимулы для декарбонизации.
В рамках отчета эксперты МФЦА провели анализ эффективности казахстанской системы торговли углеродными единицами КазСТВ. На его основе были определены основные барьеры, препятствующие эффективному функционированию существующей системы, и представлены рекомендации по ее совершенствованию.
Они включают в себя, в том числе, введение платного распределения углеродных квот, расширение возможностей торговли углеродными единицами на разных торговых платформах, расширение охвата участников СТВ и создание специального углеродного фонда.
Развитие углеродного рынка в Казахстане должно поддержать достижение страной углеродной нейтральности к 2060 году, а также помочь исполнению международных обязательств республики по сокращению выбросов парниковых газов.
Также эксперты описали видение по развитию Углеродной платформы МФЦА для торговли экологическими инструментами. В качестве среднесрочной цели определен запуск на платформе торговли углеродными кредитами, а в долгосрочной перспективе она сможет предоставить площадку для торговли квотами на выбросы парниковых газов в рамках КазСТВ. Углеродная платформа МФЦА имеет потенциал для расширения и трансформации в региональный хаб для всего региона Центральной Азии и Кавказа.
Данияр Кельбетов, главный директор по продуктам Администрации МФЦА, прокомментировал: “В Международном финансовом центре «Астана» мы стремимся возглавить разработку новых рыночных механизмов и продуктов, которые не только стимулируют экономический рост, но и вносят вклад в глобальные усилия по обеспечению устойчивого развития. Наша современная инфраструктура и технологические возможности служат краеугольным камнем для реализации этих инициатив, формируя МФЦА как площадку для устойчивых инвестиций и инновационных продуктов”.
Ознакомиться с полной версией отчета можно по данной ссылке.
Справочная информация:
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) — независимая юрисдикция с благоприятной правовой и регуляторной средой и развитой инфраструктурой для открытия и ведения бизнеса, привлечения инвестиций, создания рабочих мест и развития экономики Казахстана. www.aifc.kz