Сразу в нескольких странах бывшего СССР задумались о приватизации госактивов
“Сразу в нескольких странах бывшего СССР задумались о приватизации госактивов” (с) Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер».
Минфин РФ предложил повторно рассмотреть возможность приватизации «Транснефти», РЖД, «Аэрофлота», «Россетей», «Русгидро». Как заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, это можно будет сделать после 2020 года.
Сразу несколько стран бывшего СССР – Россия, Казахстан, Украина и Узбекистан – задумываются о новых программах приватизации госактивов. Так, Алексей Моисеев заявил, что доля государства в коммерческих предприятиях, за исключением оборонных, должна быть снижена до 50%. А по словам министра экономического развития Максима Орешкина, в целом для российской экономики установлен конкретный показатель снижения к 2024 году доли государства с текущих 46–47 до 42%. План приватизации на 2020–2022 годы предусматривает снижение доли государства в «РусГидро», «Совкомфлоте», «Транснефти», «Ростелекоме», «Россетях» и ОЗК, следует из материалов к проекту федерального бюджета.
Возможно, приватизация приобретет и более масштабный характер, но ее принципиальное отличие от приватизации 1990-х годов состоит в том, что контрольные пакеты в ведущих компаниях сохранит за собой государство. Дополнительные доходы от приватизации не столько помогут наполнить бюджет, сколько будут способствовать целям ускорения экономического роста. Партнерство государства с частными инвесторами в капитале компаний помогает найти лучший баланс между дивидендами и капитальными вложениями, а также в целом способствует большей эффективности бизнеса. Кроме того, увеличение публичности компаний, как правило, приводит к более низким ставкам по кредитам для них.
Казахстан начал приватизацию продажей акций «КазАтомПрома», который в ноябре 2018 года выставил свои ценные бумаги на торговых площадках в Астане и Лондоне. Отметим, что в Казахстане уже несколько лет действует Международный финансовый центр «Астана», судопроизводство в котором ведется по нормам английского права, наиболее удобного для международных инвесторов. В составе центра – высокотехнологичная биржа, учредителями которой являются NASDAQ и Шанхайская фондовая биржа, что предопределяет участие в размещениях как американских, так и китайских инвесторов. Это может способствовать успешному выходу на рынок не только казахстанских, но и российских, а также узбекских компаний. В среднесрочной перспективе в Казахстане планируется приватизация авиакомпании «Эйр Астана», нефтегазового гиганта «КазМунайГаз» и других госкомпаний.
На бирже Международного финансового центра «Астана» в этом году был проведен успешный листинг российской компании «Полиметалл», а сам центр позиционирует себя как «окно» в проект «Один пояс – Один путь», в том числе для компаний РФ. Центр активно работает с российскими компаниями малого и среднего бизнеса, создавая для них возможности финансирования их проектов в случаях, когда существуют проблемы с получением банковских кредитов, и с этой целью было проведено роуд-шоу во многих регионах РФ. Учитывая, что популярность размещения в Лондоне снижается из-за высоких затрат и по геополитическим причинам, привлекательность таких альтернативных площадок как Международный финансовый центр «Астана» будет возрастать. Интересно и то, что построение этого центра всего за несколько лет стало редким для постсоветского пространства примером создания полноценной площадки с действующими институтами в столь короткие сроки.
На Украине объявление масштабной приватизации стало ключевым пунктом экономической программы нового президента. В ближайшее время предполагается продать банки, железную дорогу и почту. Также обсуждается отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, конкретно приватизация железных дорог может быть непростой и несет экономические риски. Дело как в том, что частные инвесторы могут опасаться, что государство будет стремиться сохранить регулируемые тарифы, так и в том, что государственное управление позволяет за счет прибыльных направлений, дотировать убыточные направления, тем не менее имеющие социальную значимость. Именно поэтому практически повсеместно в мире, за исключением США, железные дороги находятся в руках государства. Может быть, это является одной из причин неоднозначного отношения к приватизации РЖД в России.
Оригинал статьи на сайте vestifinance.ru