Часто задаваемые вопросы
Часто задаваемые вопросы
Regulatory questions

Должен ли Участник МФЦА проводить аудит в конце финансового года? Имеются ли какие-либо исключения, например, если ежегодный оборот Участника МФЦА не превышает 5000$ США?
В соответствии с Актом МФЦА о компаниях, директора компании должны обеспечить своевременную отчетность. Срок, в течение которого счета предыдущего финансового года должны быть подготовлены и утверждены директорами, проверены и доложены аудитором, составляет 6 месяцев после окончания финансового года. Если иное не предусмотрено в Уставе компании, частная компания и ее директора освобождаются от провидения проверки и доклада по счетам аудиторами в случаях, если годовой оборот компании, в текущем году, и если компания существует более одного (1) финансового года, в году предшествующем тому финансовому году, не превышает сумму в размере 5,000,000$ США, и у компании не более 20 акционеров.
Могу ли я подтвердить своим клиентам, что их интересы защищены, в отношении, например, злоупотреблений правилами деятельности на рынке либо моей неплатежеспособности?
Акты МФЦА, в частности Правила ведения бизнеса МФЦА, Правила МФЦА по пруденциальному регулированию страховых посредников, Правила МФЦА по пруденциальному регулированию инвестиционных фирм, а также Акт и Правила МФЦА о банкротстве и Правила МФЦА по противодействию (легализации) доходов и финансированию терроризма и установлению санкций обеспечивают контроль за фирмами, зарегистрированными в МФЦА, способствуют укреплению и поддержанию целостности финансовых рынков МФЦА.
Как разграничены полномочия МФЦА и государственных органов Республики Казахстан? Как разрешаются спорные ситуации?
Статья 4 Конституционного закона Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана»» содержит исчерпывающий перечень сфер действия юрисдикции МФЦА. Вопросы, не предусмотренные этим перечнем, регулируются действующим правом Республики Казахстан. Вытекающие противоречия и споры разрешаются в рамках судебной системы Казахстана. Налоговые споры Участников МФЦА рассматриваются судами Республики Казахстан.
Каким образом осуществляется деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов в МФЦА, если АФСА и другие Органы МФЦА не обладают полномочиями по уголовному преследованию?
Правила МФЦА по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма и установлению санкций, разработанные Комитетом, содержат требование для финансовых учреждений и некоторых других Участников МФЦА по соблюдению правил, процедур и контроля в целях обеспечения гарантий того, что они не используются невольно клиентами и контрагентами для содействия отмыванию денег или другим видам финансовых преступлений. В целях обеспечения соблюдения требований, Комитет имеет полномочия налагать штрафы и принимать другие дисциплинарные меры. Данные требования соответствуют и дополняют казахстанский режим по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Уголовное законодательство Казахстана, включая Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и Уголовный кодекс Республики Казахстан, распространяется на всех Участников МФЦА.
Как работает регулирование финансовых технологий в МФЦА?
Комитетом была создана Финтех Лаборатория в МФЦА, являющаяся площадкой для тестирования и/или разработки Финтех деятельности, которая не подлежит регулированию актами и правилами по регулированию финансовых услуг. Лаборатория Финтех функционирует в целях обеспечения эффективной конкуренции между компаниями в интересах потребителей, сокращая время и затраты для вывода Финтех проектов на рынок, обеспечивая более широкий доступ к рынку для инновационных фирм, включая стартапы. АФСА не только позволяет тестировать и/или разрабатывать Финтех деятельность, но также обеспечивать включение мер по защите потребителей в деятельность Финтех. Фирмы, рассматривающие опцию присоединения к Финтех, должны руководствоваться Правилами МФЦА о финансовых технологиях, доступными на интернет-ресурсе АФСА.
Распространяется ли требования законодательства Республики Казахстан по валютному регулированию на Участников МФЦА и банки, осуществляющие свою деятельность на территории МФЦА?
Законодательство Республики Казахстан о валютном регулировании и валютном контроле полностью применимо, за исключениями случаев, установленных Конституционным законом Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» (далее – Конституционный закон). Так, в соответствии с Конституционным законом условия и порядок проведения валютных операций, связанных с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории МФЦА, а также требования к участникам МФЦА по представлению сведений о проводимых валютных операциях, установлены Правилами МФЦА, принятыми по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. Правила валютного регулирования и предоставления сведений о проводимых валютных операциях в МФЦА доступны по ссылке (https://aifc.kz/ru/legal-framework/rules-on-currency-regulation-and-provision-of-information-on-currency-transactions-in-the-aifc/).