Электромобили: в мире и в Казахстане, а также их роль в снижении выбросов парниковых газов
Электромобили: в мире и в Казахстане, а также их роль в снижении выбросов парниковых газов
AIFC Authority
24 July 2023 07:40:40

В данном аналитическом отчете рассматривается роль электромобилей в снижении выбросов парниковых газов (далее - выбросы ПГ) и загрязнении воздуха, а также текущее состояние рынка электромобилей в мире и в Казахстане. Целью данного отчета является информирование широкой общественности о преимуществах электромобилей в сравнении с автомобилем на ископаемом топливе, а также информирование финансовых и иных организаций о возможностях привлечения инвестиций с помощью устойчивых финансовых инструментов, таких как зеленые облигации и кредиты, для финансирования приобретения электромобилей и чистой транспортной инфраструктуры.

Одним из источников парниковых газов и загрязнения воздуха в мире и, в частности, в Казахстане является транспортный сектор, который в большей степени работает на ископаемом топливе. Парниковые газы приводят к изменению климата, которое было признано ООН одной из наиболее серьезных проблем нашего времени, несущей прямые физические риски и угрозы для экосистем, инфраструктуры, жизни и здоровья людей. В этой связи снижение выбросов углерода в транспортном секторе является важной мерой для снижения выбросов парниковых газов в атмосферу и улучшения качества воздуха.

Сегодня на глобальном уровне набирает оборот переход на альтернативные виды транспорта, а именно электромобили, которые не производят выбросы углерода. Различные исследования показывают, что в течение всего жизненного цикла электромобиля, включая производство, эксплуатацию c учетом происхождения используемой энергии и утилизацию, электромобили в целом производят меньше выбросов, чем автомобили на традиционном топливе.

В Казахстане за последние годы количество электромобилей стремительно растет, однако доля автотранспорта с электрическим топливом все еще незначительна – менее 1%. С одной стороны, вводятся различные меры стимулирования перехода на зеленый транспорт, такие как освобождение от транспортного налога и утильсбора. С другой стороны, все еще существуют такие сдерживающие факторы, как высокая первичная стоимость покупки электромобиля и недостаточно развитая инфраструктура, включающая зарядные станции и специализированные сервисы.

Вместе с тем, бизнес-сообщество и финансовые институты страны не остаются в стороне от глобального «зеленого» перехода. Компании постепенно заменяют свой транспорт на электромобили и электроавтобусы, в том числе заряжающиеся от собственных возобновляемых источников энергии.  Банки начали выдавать «зеленые» автокредиты на покупку электромобилей.

Тем не менее, для более массовой популяризации электромобилей среди населения и бизнеса требуются дополнительные меры по повышению платёжеспособного спроса, развитие по всей стране инфраструктуры зарядных станций и сервиса, а также развитие отечественного производства экологичного транспорта.

Одной из ключевых задач Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) является содействие устойчивому экономическому росту страны, в том числе в вопросах перехода к низкоуглеродной экономике в части привлечения устойчивых инвестиций и создания поддерживающей финансовой экосистемы.

Основными инструментами устойчивых финансов являются зеленые облигации и кредиты, поступления от размещения которых направляются на финансирование экологически устойчивых проектов и которые соответствуют международно-признанным стандартам в области зеленого финансирования, как Принципы зеленых облигаций (Green Bond Principles) Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association) и  Стандарт климатических облигаций (Climate Bonds Standard) Инициативы климатических облигаций (Climate Bonds Initiative). Согласно данным стандартам, обязательное требование для признания облигационного выпуска или кредита «зеленым» – получение независимой оценки. Центр зеленых финансов при МФЦА является флагманом предоставления независимой оценки по зеленым финансовым инструментам в стране. Так, 70% зеленых облигаций и кредитов в стране были выданы при поддержке со стороны Центра зеленых финансов при МФЦА.

Для повышения доступности электромобилей в стране, Центром могут быть оказаны услуги по поддержке финансовых и иных организаций в выпуске зеленых облигаций и предоставлении кредитов посредством разработки необходимых документов и политик в области зеленых финансов и предоставления независимой оценки.

Ознакомиться с отчетом можете по данной ссылке.


Последние новости